История музея

Государственный Литературный музей образован в 1934 году объединением Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики и Литературного музея при библиотеке имени В. И. Ленина.

Начало музейной коллекции было положено изданием в 1931 г. постановления о создании Комиссии по подготовке и организации Центрального Литературного музея под руководством В. Д. Бонч-Бруевича. В 1933 г. был открыт Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики. Через год его хранилища были объединены с Литературным музеем при Публичной библиотеке им. В. И. Ленина (специальной вспомогательной библиотекой, которая существовала с 1921 г. и служила для коллекционирования литературных рукописей и личных фондов), и музей получил современное название. Впоследствии объединенный музей располагался в здании напротив Библиотеки им. В. И. Ленина, в котором затем разместился Музей М. И. Калинина (а позднее отделение Музея революции). В результате объединения ГЛМ стал одним из крупнейших и богатейших хранилищ рукописей литературных произведений, а также документов зарубежной архивной Россики, собранных как в Советском Союзе, так и за рубежом (более 3 млн. архивных документов, 100 тыс. ед. графических материалов и более 130 тыс. книг). В то же время музей становится главным центром научных исследований отечественной и зарубежной литературы, выпускавшим несколько серий публикаций архивных документов и каталогов.

С образованием Центрального государственного литературного архива (теперь РГАЛИ) в 1941 году большая часть обширного архива, собранного ГЛМ до Второй мировой войны, была передана в это хранилище. Ранее (в конце 1930 г.) материалы А. М. Горького были переданы в ИМЛИ АН СССР, материалы А. С. Пушкина поступили на хранение в Пушкинский Дом в Ленинграде (ИРЛИ), а рукописи Л. Н. Толстого — в Государственный музей Толстого. В результате к началу войны ГЛМ сохранил только свои графические и книжные собрания и фактически перестал существовать как хранилище рукописей. Его официальный статус и штат сотрудников в последующие годы оставался неопределенным.

Тем не менее, уже в военное время (и все еще под руководством Бонч-Бруевича) музей начинает активную собирательскую деятельность по пополнению рукописных фондов. Среди поступлений послевоенного периода (1951) музей получает приблизительно 5 000 документов из органов безопасности, то есть те документы, которые были конфискованы у репрессированных писателей и других литературных деятелей. В 1950-х и 1960-х годах музей снова приобрел много литературных и документальных материалов, но это собрание рассматривалось только как дополнение к экспозиции Литературного музея. В 1970-х годах музей располагался в семнадцати зданиях Москвы, и к 1995 г. их число увеличилось до двадцати. Его основная экспозиция русской литературы XVIII-XIX вв. располагается в Нарышкинском дворце Высоко-Петровского монастыря, в котором также находится администрация музея. Экспозиция литературы советского периода располагается в здании галереи Остроухова.

Помимо отдела рукописных фондов, созданного в 1930-е гг. (с 1941 г. имел статус сектора), в 1944 г. был образован сектор негативов (ныне Фототека), а в 1970 г. — отдел звукозаписей. Самостоятельный Фольклорный архив создан в 1932 г., но переведен в статус сектора в 1941 г. после того, как лишился своих основных фондов.

Напишите отзыв

Навигация

Архивы

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Поиск

Служебное