Литературные музеи

Литературные музеи принадлежат к относительно молодой профильной группе, формирование которой начинается во второй половине 19 в. с открытием музея Шиллера в Марбахе в 1857 г.

Идея литературного музея в России связана с именем А.С. Пушкина. В 1879 г. при Александровском лицее в Петербурге был открыт первый музей Пушкина, собрания которого включали лицейскую Пушкиниану (автографы, первые издания произведений поэта и т.д.). Пушкинский дом, совмещающий функции музея и научно-исследовательского учреждения, был открыт при Академии наук в 1905 г., а музей Пушкина в Михайловском — в 1908 г. (задуман ещё в 1837 г.)

История создания литературных музеев в России хронологически отражает историю русской литературы. Появление музеев, посвящённых творчеству классиков отечественной литературы, стало своеобразной иллюстрацией литературного процесса в России. Имена, увековеченные в музеях, выстраиваются в соответствующем истории литературы порядке: в 1883 г. в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище открылся музей Лермонтова (в 1912 г. — в Пятигорске (Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова)), в 1911 г. в Москве — музей Л.Н. Толстого, в 1912 г. а Москве — музей А.П. Чехова (при Румянцевском музее).

После революции 1917 г. процесс создания монографических музеев продолжался, а с 1920-х гг. появляются музеи, посвящённые истории русской литературы в целом (в Москве — Литературный музей при Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина (1921 г.), Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики (1930 г.) — в 1934 г. объединены в Государственный литературный музей), а Пушкинский дом преобразован в 1930-е гг. в Институт русский литературы АН СССР, сохранив при себе музей.

В 1960-80-е гг. возросло количество литературно-мемориальных музеев, и открылись музеи, посвящённые истории литературы определенного региона (Музей писателей-орловцев (1957 г.), Объединенный музей писателей Урала (1980 г.), Дальневосточный литературный музей (1981 г.), Хабаровск).

С 1990-х гг. возникают музеи, связанные с именами, бывшими под запретом в советский период — М. Зощенко, М. Цветаевой, М. Булгакова, В. Высоцкого. Характерной особенностью этих экспозиций, отражающих в определённой степени общие тенденции последних лет, является использование символов при создании образа.

Литература

Методика литературной экспозиции. М., 1957;

Современные литературные музеи: некоторые вопросы теории и практики. М., 1982;

Бонами З.А. Литературный музей и общество/Музееведение. Музеи мира. М., 1991;

Литературные музеи СССР. Справочник. М., 1981;

Хватов А.И. Литературный музей Пушкинского дома. Л.,1981.

По материалам Российской Музейной Энциклопедии

Комментирование закрыто.

Навигация

Архивы

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Поиск

Служебное